Сделки, которые совершаются не в реальности, а на бумаге - предмет деятельности фирм – однодневок. Если контрагент в ходе проверки будет признан «проблемным» и хозяйственная операция не имела места в действительности, а только значилась таковой по документам, то проверяемая фирма, совершившая сделку по фиктивному договору с однодневкой, лишается вычета по НДС и/или списания расходов по налогу на прибыль.
За умышленное (сознательное) искажение сведений, которые влекут не только доначисление налогов (страховых взносов), пени, но и привлечение к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ, предусматривающей штраф в размере 40% от доначисленной суммы налога.
Поэтому всегда лучше иметь на руках доказательства прозрачности и добросовестности совершения сделки в тот момент, когда это происходило.
В Налоговом кодексе РФ нет перечня каких-то конкретных критериев, документов или иных доказательств, которые подтверждают реальность операций по сделке, так как для разных ситуаций они могут отличаться.
Но в частности, нужно иметь:
• данные, кто уполномочен подписывать счета-фактуры от его имени, копии уполномочивающих документов (приказа, доверенности и т.п.);
• документы по сделке (договоры, товарные и транспортные накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные документы и др.), а так же документы, которые подтверждают использование купленных товаров (работ, услуг) в вашей деятельности. Например, выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета;
• документы, которые подтверждают, что контрагент был способен поставить вам тот объем товаров (выполнить тот объем работ, услуг), который заявлен в документах. Например, сведения о численности его работников, наличии помещений, транспорта, оборудования, о лицензиях (если вид деятельности контрагента подлежит лицензированию), платежеспособности, репутации на рынке;
• документы, которые подтверждают добросовестность контрагента и вашу осмотрительность при его выборе.
• документы, которые подтверждают "известность" контрагента на рынке. Например, распечатки с его собственного интернет-сайта или с других рекламных, информационных сайтов.
Так же налогоплательщики могут самостоятельно и бесплатно проверить сведения о контрагенте и его руководителе (иных должностных лицах) на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.gov.ru/) через электронный сервис "Прозрачный бизнес".
Так, в ходе проведения выездной налоговой проверки, на основании имеющихся в налоговом органе документов и результатов проведенного комплекса мероприятий налогового контроля, установлено заключение договора проверяемой организации с «проблемным» контрагентом, который не является реальным участником финансово-хозяйственных отношений, а его деятельность не направлена на добросовестное участие в финансово-хозяйственной деятельности. Целью включения «схемного» контрагента в документооборот проверяемого лица, является его незаконное уменьшение налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость. В представленных документах налогоплательщиком, сведения, являются недостоверными, поскольку контрагент фактически не поставлял товар и не мог выполнять своих обязательств по договорным правоотношениям, а выступал лишь в качестве формального исполнителя работ, поставщика материалов для увеличения налоговых вычетов на сумму более 2 млн. руб. в целях уклонения от уплаты налогов организации.
Самым простым способом избежать неприятностей - не сотрудничать с однодневками. Однако, от столкновения с ними никто не застрахован. Даже самая тщательная предварительная проверка может не дать негативных результатов, и при этом в контрагентах окажется недобросовестный партнер.
Межрайонная ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан
Уважаемые налогоплательщики!
Межрайонная ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан приглашает представителя организации (индивидуального предпринимателя) принять участие в вебинаре по вопросам, связанным с введением института Единого налогового счета (ЕНС), который состоится 14 июня 2023 года в 15:00 часов.
Ссылка для подключения:
https://trueconf.ru/c/4281d131b107523ea6edacb76951d300
Сотрудники Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан (далее – Инспекция) на постоянной основе проводят информационную кампанию о введении института Единого налогового счета (далее – ЕНС) налогоплательщика.
В мае 2023 года сотрудники Инспекции провели 5 семинаров, вебинаров с организациями и предпринимателями.
На семинарах рассматривают подробно вопросы преимущества введения системы ЕНС, порядок и сроки представления уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, способы внесения денежных средств через Единый налоговый платеж, реквизиты и сроки уплаты налогов.
Очередные семинары будут проводиться 7, 14, 21, 26 июня 2023.
Ссылка для подключения:
https://trueconf.ru/c/4281d131b107523ea6edacb76951d300
Межрайонная ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан
Все изменения законодательства о налогах и сборах, совершенствование программного обеспечения, информационных систем и оптимизация структуры ФНС России – все это направлено, прежде всего, на ограничение возможности применения схем уклонения от уплаты налогов. В частности, это касается одной их таких распространенных схем незаконной оптимизации, как «бумажный » НДС.
«Бумажный» НДС – это получение у контрагента - «однодневки» или «транзитёра» документов, которые учитываются компанией при определении вычетов по НДС. При этом ни товара, ни услуг, ни денег на самом деле нет, поэтому схема и называется «бумажный» НДС.
В результате покупатель таких вычетов несет огромные риски, руководители наказываются штрафами, вплоть до уголовной ответственности.
Заявление вычетов по «проблемным» контрагентам приводит к пристальному вниманию со стороны налоговых органов и организации мероприятий налогового контроля, направленных на сбор доказательной базы по наличию нарушений положения ст. 54.1 НК РФ.
Так, налоговая проверка декларации по НДС за 4 квартал 2022 года представленной одной из организаций, применившей схемные вычеты по счетам-фактурам на сумму НДС 688 тыс. руб. привела к составлению акта камеральной налоговой проверки по ст. 54.1 НК РФ.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля было установлено, что контрагенты 1-го и последующих звеньев обладали признаками «схемной площадки», созданной с целью формирования «бумажного» НДС:
- установлено совпадение IP-адресов, с которых направлялись налоговые декларации по НДС;
- все участники цепочки, начиная от контрагента-продавца и заканчивая контрагентом 5 звена состояли на учете в одном налоговом органе;
- установление вывода денежных средств с расчетного счета контрагента-продавца, путем перечисления на счета индивидуальных предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения;
- из анализа движения денежных средств по расчетным счетам контрагента, а также анализа представленных документов, закупа товара, поставляемого в адрес покупателя не было установлено; документы, подтверждающие факт поставки товаров, налогоплательщиком не были представлены;
- сведения, содержащиеся в документах, представленных налогоплательщиком, являлись недостоверными, поскольку контрагент фактически не поставлял товар, а выступал лишь в качестве формального поставщика товара для увеличения налоговых вычетов в целях уклонения от уплаты налогов покупателем;
- установлено совпадение генеральных директоров, учредителей, подписантов налоговых деклараций по НДС между контрагентом-продавцом и контрагентами последующих звеньев.
Таким образом налоговым органом, были установлены обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, установлены обстоятельства, указывающие на формальный характер отношений между покупателем и контрагентом-продавцом.
После получения акта камеральной налоговой проверки, налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию с исключением схемных вычетов по проблемному контрагенту-продавцу с суммой налога к доплате в бюджет в размере 688 тыс. руб.
Межрайонная ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан
Одной из частых ошибок, которые допускают налогоплательщики – занижение налоговой базы для расчета налога по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), и, следовательно, по налогу на прибыль. Самым распространенным нарушением, которое приводит к ошибочному занижению налоговой базы по НДС и налогу на прибыль, является - не полное отражение в учете реализация продукции. Причины ошибок кроются в неверной квалификации факта хозяйственной жизни, несвоевременном учете произошедшего факта, арифметических и логических ошибках в первичных документах, а так же отсутствие оригиналов договоров, первичных документов и счетов-фактур. Первичные документы подтверждают отгрузку товара или выполнение работ, а счет-фактура – это налоговый документ, на основании которого происходит формирование базы для расчета НДС. Поэтому для достоверного формирования величины налогооблагаемой базы по НДС и по налогу на прибыль, необходимо своевременно и точно проводить оформление и регистрацию счетов – фактур и первичных документов в регистрах учета, а также осуществлять списание расходов на затраты производства.
С помощью программного комплекса АСК НДС налоговый орган выявляет «разрыв» в цепочке НДС, так как в декларацию по НДС помимо общих цифр входят разделы 8-12, которые, по сути, являются книгами продаж, покупок, и журналами учета счетов-фактур. Таким образом, налоговый разрыв по НДС – это несоответствие данных, отраженных в книгах покупок и продаж. Устранение «разрыва» производится путем представления уточненной налоговой декларации, доплатой налога и рассчитанной суммы пени, иначе грозит проведение выездной налоговой проверки.
Так при проведении выездной налоговой проверки, сотрудниками налогового органа установлено, занижение налоговой базы от реализации товаров (работ, услуг), так как в объект налогообложения не в полном объеме включена выручка, полученная налогоплательщиком от реализации товаров.
В результате, инспекцией доначислен налог на добавленную стоимость, а также соответствующие ему пени и штраф на сумму около 14 млн. руб.
Если обнаружена ошибка, постарайтесь в кратчайшие сроки ее исправить, так как неуплата или частичная уплата налогов приводит к налоговой ответственности.
Межрайонная ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан